Изучение дисциплины «История бухгалтерского учета» позволяет получить знания по истории создания и развития бухгалтерского учета как в России, так и за рубежом, начиная с Древнего мира. История науки неразрывно связана с историей общества, с развитием производства и общественного сознания. Учетная мысль зародилась в глубокой древности. Первобытные люди уже обладали зачатками хозяйственных знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и потребления материальных благ, а, следовательно, появлялась и необходимость их регистрации (учета), основной целью которой был кон­троль за деятельностью лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Первоначально эти представления не выделялись в специальную область знаний, тем более в са­мостоятельную ветвь науки. Они были вкраплены в нерасчлененное (синкретическое) сознание, основу которого составляли верования, мифы, легенды, сказания. В них люди пытались описать опыт, дать советы или установить правила ведения учета, организации труда. Затем стали появляться элементы экономического мышления с попытками анализа и обобщения хозяйственных явлений. Это были уже предвестники формирования научного знания, которое дало начало развитию бухгалтерской науки.

Развитие бухгалтерской мысли постепенно формировало науку о ее собственной истории. История науки — это история людей, которые ее создавали и совершенствовали. К сожалению, некоторые практикующие бухгалтеры ограничиваются в своей работе лишь сиюминутными техническими операциями: составлением проводок, заполнением документов и т.д. Изучение же закономерностей развития бухгалтерии позволяет специали­стам творчески подходить к известным категориям, повышает престиж бухгалтерской профессии и статус бухгалтера в обществе.

        На современном этапе развития бухгалтерского учета и отчетности бухгалтеру необходимы знания нормативно-правовой базы, относящейся к бухгалтерскому учету, знания Концепции развития бухгалтерского учета, содержание Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Правительством Российской Федерации.

         Цель преподавания дисциплины «История бухгалтерского учета» — формирование знаний о закономерностях развития учета, стремления использовать исторический опыт для совер­шенствования современной теории и практики бухгалтерского учета, творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать:

- основные этапы развития учетных систем в мире;

- возникновение и эволюцию двойной записи в бухгалтерском учете;

- закономерности развития форм бухгалтерского учета;

- основные национальные школы бухгалтерского учета
и их представителей;

- историю и проблемы становления современной системы бухгалтерского учета в России и за рубежом.

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно пользоваться литературой по данной дисциплине;

- применять исторический опыт развития бухгалтерского учета к научно-практической работе.